Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!

Поздравляю всех с совершением воскресной Божественной Литургии, причастников с принятием Святых Христовых Таинств, с Неделей Крестопоклонной. В сегодняшний день хотелось бы вспомнить слова одного святителя, который сказал, что человек относится к Богу так же, как он относится ко Священнику. Пренебрегает им во время благоденствия, совершенно уверенный в том, что при необходимости он его позовёт и тот исполнит все его желания. Так же и к Богу мы относимся с полной своей потребительской сущностью. И, действительно, если мы обращаемся ко Священнику, то мы всегда обращаемся к Богу. Люди по своему нежеланию и несмирению не хотят этого замечать. Но ведь когда вы обращаетесь ко Священнику за благословением, он благословляет вас именем Божиим. Просите помолиться, совершаете требу, таинство, он опять обращается к Богу, к Божьей благодати. Священник совершает дела не собственными усилиями, а как служитель Христов, испрашивая для прихожан и для тех, кто к нему обращается, благодать Божию. Именно благодатию Божией творятся дела, которые мы с вами видим. Ещё раз повторюсь, что священники – служители Христа, Бога нашего. Поэтому нельзя Бога почитать, а священников не чтить, указывать на какие-то их дела и прегрешения. Апостол Павел нам сказал: «Ты кто такой, чтобы судить дела раба чужого». Священник будет отвечать перед Богом за свои дела, а ты будешь отвечать перед Господом за свои грехи, но ты обязан подчиняться священнику: «…зане тако благоволи Бог». Господь так уставил церковную систему для нашего с вами спасения. Потребительство, развитое в нас, также перекидывается на отношение к Богу. Мы не хотим в благоденствии обращать на Господа взоры, молитвы, благодарения, но ждём от него помощи, когда нам плохо, когда нам что-то нужно, пренебрегая, самым главным, - стремлением ко спасению своей души. Как же быть? Неужели можно так просто относиться к вере: хочу верю, хочу нет? Будем ли мы держать за это ответ или просто всё сойдёт с рук? Необходимо понимать, что если мы плохо относимся ко священнику или к любому другому человеку, то хотели бы мы сами, чтобы к нам так относились, поставим себя на их место. Кто хотел бы, чтобы им пользовались просто так, не обращая внимания на его нужды. Мы, когда узнаём, что нас используют для своих целей, особенно, если это друзья, то, наверняка, очень сильно обижаемся. Никто не любит, чтобы его использовали, каждый хочет, чтобы с ним считались, дружили за какие-то достоинства, за какие-то качества, а не потому, что с вас можно что-то поиметь: списать уроки, например. Мы себя ценим! Как же можно пренебрегать Богом, считая, что вправе верить или нет, исполнять заповедь или нет! Страшно становится от такого потребительства! Сегодня вынесен Крест для поклонения, чтобы мы ещё раз вспомнили, какой ценой каждому из нас открыт вход в Царствие Небесное! Это не просто лёгкая прогулка или какое-то волшебное чудо, которое не требовало никакого труда, - это Крестное распятие. На нем Господь распял Себя, пострадав на Кресте. Не просто висел там и отдыхал, а страдал, получив перед этим шестьсот ударов палками и когтями, когда плоть вырывалась с Его пречистого тела. А потом нёс этот тяжёлый Крест и был распят на нём, и испытывал страдания! Как же ты, человек, потребитель, потом скажешь Богу: «Я не очень-то хотел идти в храм, некогда было». Страшно от этого становится! Вы должны все испугаться этого потребительства, потому что оно приводит нас к состоянию хуже неверующего. Неверующий отрицает Бога, а мы, находясь рядом с Господом, позволяем своим сердцам окаменеть: они не чувствуют ничего, превратившись в лёд. «Уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего». Мы уже привыкли к этому: стоим в храме и не чувствуем благодати Божией, потому что мы превратили службу в обыденность: пришли, отстояли и ушли. Помолились, когда припекло, о здоровье попросили, о родных. А в остальное время для нас Бога не существует: у нас есть более важные мирские дела, чем угождение Господу. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали: « Аще и весь мир приобрящешь, а душу свою погубишь». Что приобрёл, какая польза от этого? Нет никакого богатства! Что ты дашь Богу взамен своей души? Что ты Ему принесёшь? Он тебе дал жизнь, Он тебя сделал сонаследником Царствия Небесного, жителем Рая, он сотворил тебя таким после того, как ты отвернулся от Него. Господь не просто за тобой вернулся, а ещё и распялся за твои грехи. Не ты распялся за него, а Он за тебя! Он пострадал для того, чтобы ты, человек, был сонаследником. Что принесёшь Господу за душу свою? Скажешь: «Я работал, чем-то занимался». Нечего тебе принести Господу, кроме покаяния, смирения, веры. Больше ничего Он не принимает. «Всё, что высоко в человецех, мерзость есть пред Богом». Поклоняясь Кресту, мы должны сокрушить внутреннего человека своего, сокрушить свою гордыню. Крест – это наше спасение, радость, ключ к Царствию Небесному. Крестом мы себя осеняем, крестом мы благословляем, Крест – это есть призвание благодати Божией. Когда мы со смирением, с радостью, с великим счастьем понимаем, что мы христиане, что мы носим Крест Святой, который источает благодать на весь мир, то и Господь тогда будет радоваться вместе с нами. Много есть случаев, когда Крестом осенялись и моря, и воины держали руки крестообразно, даже солнце на месте вставало, и день не кончался. Много и новозаветных историй, когда образ Креста являлся, и побеждало православное воинство, неважно какой оно было национальности: греческое, русское, сербское, потому что у Бога нет национальностей. Вот, что мы должны помнить: «Сим победиши!» Крест должен быть и внутри нас, прежде всего, мы должны распять себя со страстьми и похотьми послушанием, смирением. Мы должны заставить себя разломать своё костное сердце, и если мы не чувствуем в нём мягкости, благодатности, мы должны кланяться до тех пор, пока с потом не почувствуем эту радость присутствия Бога в своём сердце. Дай Бог, чтобы каждый из нас нёс Крест по жизни, потому что Господь сказал: «Кто несёт Крест со мной, тот спасётся, а кто не несёт, тот не спасётся». Будем помнить об ответственности, к которой всех призывает Господь: о крестоношении и той радости, которая всех нас ожидает за этим. За Крестом стоит Христова Пасха, Светлое Христово Воскресение, а значит и мы с ним, сораспявшись, совоскреснем.

Храни вас всех Господь!

Прот.Николай Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,

15 марта 2015г.

Поделиться: