Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь!

Поздравляю всех с воскресным днём,  с совершением Божественной Литургии, когда мы вспоминаем Адамово изгнание из Рая, и с наступающими Святыми днями Святой Четыредесятницы. Великая милость Божия для нас в том, что мы с вами имеем благочестивую традицию, установленную Церковью и Самим Спасителем, когда Господь в пустыне постился сорок дней.  Мы с вами волей, а иногда большей частью и неволей, прибегая под послушание Матери – Церкви, возлагаем на себя бремя очистительного и спасительного Поста. Я думаю, что если бы у нас не было такой обязанности, вряд ли кто добровольно отказался от мирских сладостей и услаждений, и мало кому бы хватило духа вступить в эти Святые дни, чтобы приготовить себя к Великому Торжеству, к Святому Христову Воскресению. Большая радость для православного христианина в том, что церковная жизнь устроена так: милостью Божией мы вынуждены отступать от нашей обыденной жизни, где мы предаёмся различным наслаждениям, и имеем возможность вступить на стезю самоотречения и отказа от мирского, для того чтобы смирить свою плоть, смирить свою душу, принести покаяние и сподобиться Милосердия Божия. Мы знаем, что Адамово изгнание произошло из-за преслушания, ослушался Адам заповеди Божией и лишился Рая. И Господь нас возвращает туда тем же самым, то есть обратным движением – послушанием. «Первый быв послушный до смерти, до смерти даже крестныя». И нет другого пути ко спасению как послушание Церковное, послушание Богу. Мы слышали послание апостола Павла, где сказано: «Без сомнения меньшее большим благословляется». Послушание в церковной иерархии устроено для того, чтобы мы впитали драгоценнейшие плоды смирения. Многим кажется, что спастись можно без духовного окормления, без послушания, без несения этого Креста. Часто мы дкмаем, что сами сможем смириться, сами же и научимся терпеть, молиться, спасаться, а, возможно, и станем в чём-то лучше других. Но когда мы посмотрим на свою обыденную жизнь, то увидим, что если бы не имели каких-то обязательств, и что-либо нас не заставляло вставать, идти и делать, то подумайте, много ли бы мы сделали? Мы бы лежали, пили, ели, спали и развлекались периодически. Трудно было бы заставить нас что-либо сделать, а, может быть,  мы перестали бы и за собой ухаживать.  Так вот послушание – это спасительное иго Христово, потому что именно послушанием Господь нам открывает врата Царствия Небесного. Туда войдут только те, кто подражал Христу и шёл за Христом. Господь был «послушен  до смерти, до смерти даже крестныя». Очень глупо выглядит наш отказ от послушания из-за каких-то собственных амбиций: гордости, глупости, незнания, упрямства, самолюбия, неверия, жестокосердия. Не думайте, что беды и скорби от нас далеко, посмотрите на страждущий Донецк, Донбасс, Новороссию. Год назад там ещё ничего не было: все мирно жили, ели, пили, веселились. А сейчас туда пришла смерть и выкашивает косой целые поколения: детей, стариков, женщин, мужчин – всех! Это ни в коем случае не значит, что они хуже, а мы лучше: просто человек не знает, когда Господь призовёт его к Себе. Сегодняшнее время Поста нам даёт радость и необходимость молиться. Если мы будем стараться смирить свою гордыню искренним послушанием, а не лицемерным исполнением каких-то обязанностей, то мы обрящем радость присутствия Бога в своём сердце, обрящем радость  заступления Христова, Царицы Небесной и всех Святых угодников и новомучеников Российских, память которых мы недавно праздновали. Сколько крови пролито ради того, чтобы мы с вами ходили в храм, молились и радовались этому. В сегодняшнем Евангельском чтении Господь сказал: «Аще кто не простит брату своему, тому и Я не отпущу его прегрешений». Хотелось бы, чтобы сегодня, в Прощёное Воскресение, вы не просто сказали: «Простите, Батюшка». А услышав в ответ: «Бог простит»,- пошли дальше и продолжали осуждать ближнего. Мы же попросили прощение, значит можно делать, что хочется. А исправился ли ты, изменил своё отношение к окружающим? А ведь надо исправиться, прежде всего, самому! Конечно, в этот день мы с вами можем примириться друг с другом! Как пред смертным боем люди примиряются, потому что понимают, что им уже делить нечего, ведь никто не знает, выживет он или нет. А здесь мы идём на бой со страстями, который тоже похож на бой смертный. Так для чего же нам нести груз злобы, обид, нежелания простить? Тогда какой смысл от несения Поста, молитв, причастия, если ты в себе несёшь яд злобы? А Господь нам даёт возможность попросить друг у друга прощения, простить друг друга, для того чтобы светлыми войти во  время Поста. Не надо это использовать формально, потому что Бог поругаем не бывает. Найдите в себе силы примириться и найти в своём сердце место прощению, а главное, впоследствии исправить своё отношение к ближнему, чтобы завтра не начать опять грызть его до смерти, не дав даже начаться Великому канону. Сейчас мы находимся в искушении, мы православные, мы постимся, мы суровые, строгие. А Господь нам сказал в Евангелии: «Постясь, не будь суровым, не будь строгим, не показывай, что ты постишься, будь радостным, весёлым». Пост – это радость, и мы соблюдаем его не потому, что обязаны, а потому, что хотим быть с Богом, и это нас приближает к Нему. В сей день я хочу попросить у всех вас прощения: «Простите, если чем вас обидел, согрешил пред вами, был невнимателен. Простите меня, пожалуйста, великодушно». Бог вас простит, и я всех прощаю.

Всем вам благословение на Пост.

Храни вас всех Господь!

Прот.Николай  Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
22 февраля 2015г.

Поделиться: