Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь!

Поздравляю всех с праздником, с совершением воскресной Божественной Литургии, причастников с принятием Святых Христовых Таинств. В сегодняшний день Святая Церковь вспоминает и всем нам ещё раз напоминает о преподобном Иоанне Лествичнике, о тех преподобных Святых угодниках, которые опытным путём прошли путь Спасения. Не просто прошли, но и оставили нам писания о том, как следовать этим путём за Христом, чтобы обрести те обещанные блага, которые Господь уготовал всем любящим Его. Иоанн Лествичник говорит нам, что покаяние — это второе крещение. Мы во время поста покаянием должны сокрушить свои твёрдые как камень сердца, сделать их мягкими и восприимчивыми для Господа и для ближнего. Конечно, сердце бесчувственное не может ни сострадать, ни любить, ни терпеть, ни прощать, ни быть милостивым, так как оно озабочено лишь собой и собственной персоной. Часто людям кажется, что их сердце переполнено чувствами, но все эти чувства зиждятся на одном: на себялюбии и на самости. Примером нам служат подвижники, положившие всю свою жизнь на то, чтобы сокрушить гордое сердце, своим примером показали, что нет ничего невозможного для Спасения рода человеческого. Иногда нам кажется, что наши дела, наши труды, наши обязанности превосходят труды всех на земле живущих, наше состояние самое тяжёлое, положение у нас хуже всех. Но если мы внимательно будем читать жития Святых угодников, то увидим, что мы и близко не можем стоять рядом с ними из-за того, что они терпели, какой искус несли, какие нападки претерпели со стороны дьявола, со стороны ближних своих, какие труды несли каждый день с утра до вечера в посте, молитве, терпении. Их оскорбляли, унижали, даже братия не всегда их принимала, многое не перескажешь, об этом обязательно необходимо читать духовную литературу, не «православную» беллетристику, а труды Святых отцов о том, как нам спасаться. Читается это сложно, потому что там постоянно говорится о послушании, о смирении, об отсечении своей воли, другое дело читать книги о благодатных дарах, о чудесах, как здорово, кто-то пошептал, кто-то благословил, чудо свершилось, сердце наполнилось радостью. Мы счастливые, не приложив ни малейшего труда, получили все Блага Царствия Небесного. Такого не бывает! Труд ищущего спасения очень тяжёл! Человек не должен жалеть себя, а должен жалеть ближнего. Нам иногда кажется, что условия нашей жизни не позволяют нам быть как подвижники, так как мы находимся в повседневной суете. Но если мы хотим спастись, то делать это надо именно там, где мы находимся. Например, у нас в гимназии есть учителя, есть ученики, между ними есть взаимоотношения, чем не повод для Спасения. Когда человек хочет этого, ищет себе избавления от своих страстей, он и свою работу воспринимает как путь ко Спасению. Это не рейтинг оценок, а те душевные и духовные качества, которые он сможет вложить в них. Кто такой учитель? Это человек, который должен учить, а это труд, причём очень кропотливый. Все дети разные: кто-то быстрее схватывает, кто-то медленнее, но человек и должен именно научить ребёнка. Не оскорблять, а вразумлять, наказать, но не унижать! В этом труде заложено много Благодати и Спасения, когда учитель трудится во Славу Божию, когда он в учениках видит своих соратников ко Спасению, ведь они тоже сонаследники Царствия Небесного, они не подчинённые, не ваши рабы, они члены Царства Христова и Церкви нашей православной. Господь дал нам власть, чтобы мы вели их по пути ко Спасению, не для того, чтобы мы оскорбляли, унижали, позорили перед классом. Взывать к совести и позорить — это разные вещи! Наставлять кротостью и смирением и ругать, уничижая так, что ребёнок потом боится подойти к учителю — это разные вещи. Надо помнить о том, что нам придётся отвечать за то, как воспользовались тем, что Господь дал нам для Спасения. Всех, кого Господь привёл в гимназию, всем Он дарует Спасение! Кого послушанием, прилежанием в учёбе, усердием, кого в наставлении, вразумлении. Когда мы в общей Любви Христовой помним о том, что мы должны быть милостивы, но это не значит, что мы должны быть податливы на грех, слезливы и сентиментальны. Мы часто это путаем, потому что сердце наше несмиренно: нам проще проявить жалость, которая губит ребёнка, чем милосердие, спасающее ребёнка. Поэтому и возникают разногласия: в храме одно, а в гимназии совсем другое. Такого быть не должно и не будет! Мы с вами все соработники на Ниве Христовой! Кому много дано, с того много и спросится. Не будут с учителя спрашивать оценки, а спросят, как он научил ребёнка. Научил ли ты его любить, приучил ли ты его к трудолюбию, терпению своим собственным примером. Если человек будет так относиться к своей работе, то очень скоро он приблизится к преподобным, ведь очень много надо будет терпения, смирения, любви. А проще прийти и выказать своё «я» родителям, детям, показать своё место, как будто мы сиюминутно можем решить какие-то вопросы, забывая о том, что таким отношением мы порочим не просто честь гимназии, а само православие. Надо помнить слова, сказанные Спасителем о том, что когда видят ваши дела, то осудят не вас, а Отца вашего на Небесех. Не должно нам уподобляться людям мирским, далёким от Истины, которые ищут лишь только гордости, собственности, своей выгоды. В своём любом труде мы, прежде всего, должны видеть Христа и идти за Ним. Только тогда мы поймём, что нам не надо идти в горы, прятаться в расщелинах, уходить от людей, потому что Спасение здесь, на месте, там, где ты живёшь, трудишься, общаешься. И Святые угодники, и современные подвижники говорят нам, что Господь окружает теми людьми, которые полезны тебе для Спасения. Надо помнить, что только смирение возводит человека на Небеса. Мы друг к другу должны хотя бы милостиво относиться, но, ещё раз подчеркну, что христианское милосердие — это не потакательство греху. Апостол Павел сказал: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости». Умение показать человеку его ошибку и милосердно исправить её, два, три, четыре раза объяснить ребёнку, делать это до тех пор, пока он не поймёт, только тогда ты научишься терпению и милосердию и поймёшь, насколько Господь к тебе терпелив. Ведь тебя-то Он не наказывает за первый проступок, а даёт возможность исправиться. Только тогда ребёнок будет знать, что ты суров, но справедлив, и всегда будет к тебе тянуться, потому что его будут ни ругать, ни наказывать, а уж, тем более, недопустимо никакое оскорбление и унижение. Господь сказал: " Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Когда своей жестокостью, бездушностью, вы становитесь у них на пути в Царствие Небесное, тогда лучше бы себе жернов на выю повесили, чем кого — то соблазнили. Дети приходят в гимназию и говорят, что там зло, а должна быть строгость. Это разные вещи. Но вам, дети, нужно понимать, что слушаться необходимо. Прежде всего, будем искать Христа, и всё нам приложится. Ищите Спасения. Всех я поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств! Дай, Бог, чтобы Господь укрепил нас в дальнейшем шествии к Пасхе и всем нам даровал радость покаяния. Помните, что Господь любит всех безмерно!

Храни вас всех Господь!

Прот.Николай Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
26 марта 2017 г.

Поделиться: