Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь.

Поздравляю всех с совершением воскресной Божественной литургии.

Сегодня отдание Праздника Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. В сегодняшнем Евангелии от Марка мы слышали такие слова Спасителя: «И подозвав народ Свой со учениками Своими сказал им: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Мы с вами видим, что Господь призывает не просто взять крест свой и следовать за Ним, но, в первую очередь, отвергнуться себя, своего самолюбия, своей самости.

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». И действительно, иногда нам кажется, что, неся Крест Христов, мы теряем свою душу. Иногда люди пытаются всеми силами сберечь ее, т.е. стараются всякими способами вне храма напитать свою душу, как блудный сын питался рожками, которые ели свиньи, то есть, выходя из  храма, мы пытаемся всячески свою душу сохранить. Как нам кажется, пытаемся сохранить свою самость, свою целостность, свою самобытность, как нам кажется,  свои дарования. И мы стараемся вне храма насытить свою самость, мы боимся потерять свою индивидуальность…

А Господь призывает нас потерять душу свою ради Него и Евангелия ради.  И Господь не просто отдал Свою душу, но и Жизнь Свою отдал за нас, распявшись на Кресте. То есть, Он первый нам все отдал. Мало того, что Он нас создал, так Он еще нас искупил.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Задумайтесь, какая польза человеку? Это Господь говорит прямым текстом. Вот, человек познает все тайны мира, увидит искусство, обретет богатство, реализует себя в мирской жизни. А какая будет польза ему, даже если он приобретет весь мир, а душе своей навредит? Какой выкуп даст человек за душу свою? Мы с вами были созданы Богом, и единственная жертва, которая нам дана во искупление грехов наших, это был Господь, Который Сам искупил нас. Это есть единственная жертва, Которой Господь искупил человека, единственна жертва, которая принимается Богом, это жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Кресте, Его кровь пролитая. А что мы можем отдать Богу: свои познания в музыке, свои познания в художественной литературе, свое знание об искусстве мира, свои впечатления о падшем искусстве мира? Что ты Богу отдашь взамен: здоровье, саму жизнь? Чем ты откупишься? - Ничем, кроме Жертвы, Которую Господь принес. И мы должны следовать за Ним, то есть отвергнуться себя, взять крест и идти за Ним.

«Ибо кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Смотрите, как Господь называет этот мир: прелюбодейный и грешный. А ведь мы стыдимся быть православными христианами, мы стыдимся говорить, что мы постимся, мы стыдимся говорить, что мы идем в церковь, или идем из церкви. Мы стыдимся говорить, что я не пойду на вашу пляску, вечеринку, встречу и прочие вещи, потому что я пойду в церковь. Мы этого стыдимся. Мы находим себе оправдание. Мы говорим: «Ну, конечно, как я могу, это же люди, я их обижу».Хотя делаем это в ущерб своему спасению.

Господь сказал: «Кто возлюбит  отца или матерь свою, детей своих, жену,  Мне паче, несть мене достоин». То есть когда мы ради угождения людям оставляем Бога, то мы стыдимся и Его и словес Его в роде сем, прелюбодейном и грешном. Не было ни одного исправления от таких дел. А вот падений людей было множество, когда они оставляли Бога ради человеческих идей и погибали.

Вернемся к словам Господа: «Ибо кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Вот и будет здорово, когда душа отойдет и будет искать Бога, Он скажет: «Нет, Я эту душу стыжусь. Она же стыдилась Меня. Ей было неудобно признать себя христианкой. Она постыдилась…» Мы здесь постыдились Христа: поели, попили, сходили куда-то, сделали что-либо запрещенное, что не было благословлено… А что дальше..? А Господь скажет человеку о вечной жизни: «Я не знаю эту душу. Она стыдилась меня, и я постыжусь ее». Вечность – это бесконечность.

И сказал им: «Истинно говорю вам, что некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, увидят Царствие Божее, пришедшее в силе». Это в данном случае касается и нас, потому что мы каждый раз в храме видим Царствие Божее, пришедшее в силе в Церковных Таинствах.

Апостол Павел в послании к коринфянам сегодня говорит: «Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них,  и буду их Богом, и они будут Моим народом». Это мы с вами, православные христиане – храм Божий. Несовместим храм Божий с идолами. «И потому, выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас», -говорит Господь. А мы не можем выйти из этой среды, потому что нам хочется сидеть в этом «свином калу», там тепло, уютно и спокойно,  ибо мы такие же, как и все, ибо мы ничем не выделяемся.

«Я буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями», говорит Господь Вседержитель. Он говорит: «Ну, поднимись ты из  этой тины. Мало того, что ты заработаешь себе спасение, так ты еще будешь мне сыном и дщерью». Это говорит тебе Бог!

«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистимся от всякия скверны, плоти и духа, совершая Святыню во страсе Божием».

Современный идол – это  человек, сделавший себя идолом со своими страстями. Мы живем  в век, когда «человек – это звучит гордо», человек со своими страстями поставлен во главу угла. Мы видим, как мир разлагается на наших глазах. Современный идол – это информация, которая стала страстью. Человек поглощает информацию тоннами из интернета. Интернет – это идол, которому поклоняются все: Телеграм-каналы с их представителями блогерами. Люди, читающие и просматривающие эти каналы, считают, что там публикуют правду, то есть в Евангелии  - неправда, а  какой-то блогер пишет правду. И вот пример недавнего популярного блогера, которому врачи, в прямом смысле, спасли жизнь, сказал о них: «хуже тайных агентов, которые убивают людей». Люди спасли жизнь человеку, а он так высказывается о врачах. И до сих пор у некоторых не открылись глаза. Сколько людей он отравил злобой, огнем ненависти, раздражением, им все плохо, они везде видят преступность, коррупцию  и прочее. А сами-то они кто? Вспомните блудницу, которую  привели к Господу и сказали,  чтобы Он побил ее камнями, т.к. ее взяли в любодеянии. Он говорит им: «Кто из вас не имеет греха, пусть первый бросит в нее камень». И все ушли. А разве все из нас такие чистые, что могут кого-то судить за коррупцию? Кто-то скажет: « Я не ворую миллионы…» «Да у тебя просто нет возможности миллионы воровать, поэтому ты и воруешь копейки, а будет возможность, ты и миллион будешь воровать». Но сколь вылито яда, сколько людей выходило на площади, сколько людей отравлено этим ядом через социальные сети, хотя и в церковь ходят, хотя, вроде, и Богу молятся. Но не слышат они, что им говорит Господь! Смотрите, сколько через Интернет, через социальные сети сделано революций: начиная с Туниса, Египта, заканчивая Украиной, Белоруссией, Арменией, Карабахом. Смотрите, что творится! Все это стремление людей смотреть на запад. Там что «медом помазано»? Хотя там никто,  практически,  не жил и не зарабатывал. Просто приезжали на отдых. Посмотрели, что там красиво, а жить и работать там никто не пробовал. а ведь это две большие разницы. Еще у нас один кумир – «оплот демократии», не будем называть эту страну. Посмотрите на их дебаты перед выборами: люди спорят, как два деда из-за дохлой кобылы. Разве это уровень великой страны? Они спорят, как на базаре. А нам это все навязывается, как эталон. А самое главное, что говорят нам? Самое главное, что там сытая жизнь и делаешь ты там, что хочешь. Это же сатанинская приманка. А Господь нам говорит: «Себя отверзись, крест свой возьми». А там говорят: «Сытая, довольная жизнь. Ты будешь иметь возможность реализовывать все свои нечистые похоти и мысли». А христианство там запрещено, крестик носить запрещено, елку в Рождество ставить запрещено, потому что это, якобы, оскорбляет других людей. Все разрешено, кроме Креста Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Апостол Павел говорит в послании к галатам: «Однако же узнав, что человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа,  а не делами Закона.  Ибо делами Закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак!» Конечно, и мы, православные христиане, согрешаем, но это не значит, что Христос – есть служитель греха. «Ибо если я снова созидаю, что разрушу, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не живу, но живет во мне Христос». Здесь говорится о Ветхозаветном Законе. Но мы с вами опять видим, что апостол сораспялся Христу. «И  уже не я живу, но живет во мне Христос. И что ныне живу во плоти, то уже верую в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». В том числе и за нас! И мы с вами должны понимать, что наша жизнь и сила – это жизнь во Христе, не в политических течениях  или мирских увеселениях, а во Христе мы должны жить. Этого всеусердно должны мы искать, искать всей своей душой, всеми мыслями, всем сердцем.

И далее в Евангелии от Матфея мы сегодня слышали: «И вот женщина, хананеянка, выйдя из тех мест,  кричала Ему: «Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Но Он не отвечал ей ни слова. Ученики Его, приступив, просили Его: «Отпусти её, потому что кричит за нами». Он же сказал им: «Я послан только погибшим овцам дома Израилева». Мы часто жалуемся, что мы молимся, мы просим, а Бог не слышит наши молитвы. И смотрите, ученики подошли к Господу и ходатайствуют. И мы часто просим святых помолиться о нас, но нет ответа. А что же эта женщина-язычница говорит? Она, подойдя к Нему, кланяясь, говорила: «Господи,  помоги!» то есть она не отставала в молитве. Господь сказал: «Просите и дано вам будет, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам». Он же сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она сказала: «Так Господи. Но и пси едят крохи, которые падают от стола господ их. Она смирилась. Она не стала доказывать, что «я тоже Твое создание»… Она смирилась. Она сказала, я как пес, но я как пес готова и крохи слизать со стола. Вот она сила смирения, связанная с покаянием. Тогда Иисус сказал ей в ответ: «О, женщина, велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час. Вот, что должно быть в молитве: неотступность, вера и смирение. Хананеяне были идолопоклонники, то есть  они делали прямо противоположное служению Богу, они были служителями сатаны, так как все идолы язычников – это бесы. Но Господь не пренебрегает и такими людьми. Мы видим, что служение кумирам и идолам приводит к беснованию. Хананеянка пришла просить за дочь, потому что дочь ее бесновалась. А многие наши родители своих детей толкают в беснование, потому что дети хотят телефоны, социальные сети, музыкальные инструменты, компьютеры и прочие вещи. Родители, не проявляют твердость, силу воли и духа, чтобы не ссориться с детьми, они толкают туда детей. Они говорят: «Так тихо, так спокойно. Пусть так». Тем самым выталкивают детей из церкви: «не хочешь идти, мы сами не пойдем. У нас времени нет. Сегодня не пойдем, завтра тоже пропустим. Ничего страшного, Бог милостив».  И сами выталкивают ребенка из церкви.

Но мы видим, что искренняя вера, смирение сердца приклоняют небеса, приклоняют милосердие, которое непосредственно связано с покаянием. И это очень важный момент: неотступность, покаяние и смирение в ожидании получаемого плода. Ибо Господь слышит каждый наш вздох. Но если Он сейчас к тебе не приходит, значит ты не смирился, не покаялся, значит вера твоя неискренняя. Значит ты должен продолжать это делать. ты должен продолжать каяться и искать, и тогда услышишь глас, который услышала хананеянка: «О, женщина, велика вера твоя!»

И еще раз призываю вас соблюдать меры безопасности,  связанные с пандемией, не злоупотребляйте хождением в общественные места, носите маску, мойте чаще руки. И если сами не боитесь заразиться, подумайте о том, что вы можете кого-то заразить, если являетесь носителем ковида бессимптомно. Это есть послушание, и за послушание Господь нас сохранит от всякой болезни. Надо понести это терпеливо. Слава Богу, что мы с вами в храме и можем молиться в нем. Мы можем, как хананеянка, припадать ко Христу, когда Господь выходит лично к нам каждый раз на Службе, когда священник выносит Чашу со Причастием, с молитвой. Мы можем припадать к Нему с молитвой, которая должна быть неотступной,  молитва должна быть с покаянием, молитва должна быть со смирением.

Храни вас всех Господь!

прот.Николай Евдокимов, духовник Орловской православной гимназии, настоятель храма Св.Троицы,

4 октября 2020г.

Поделиться: